Эксплуатация грузоподъемных кранов

Монтаж, демонтаж и перевозка кранов

Монтажом называется комплекс работ, выполняемых на месте использования крана по назначению, его сборке, установке в рабочее (проектное) положение, наладке и сдаче в эксплуатацию. Монтаж и демонтаж выполняют в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации» перед использованием башенного крана на строительной площадке, при замене одного вида рабочего оборудования другим, при перебазировании кранов ( которые не вписываются в транспортные габариты, разрешенные «Правилами дорожного движения», или у которых превышены осевые нагрузки) с объекта на объект и с эксплуатационной базы на ремонтное предприятие, а также при их ремонте. Способы, объем и трудоемкость монтажных и демонтажных работ зависят от конструкции крана, размера монтажной площадки, наличия средств механизации на месте производства работ.

Перед доставкой башенного крана на строительную площадку и к моменту его монтажа должен быть выполнен комплекс подготовительных работ: уложены рельсовые пути, выполнено защитное заземление, осуществлен подвод электроэнергии к месту установки крана, поставлено монтажное оборудование, козлы, инструмент, устроены въезды для крана при перемещении его на рельсовый путь к месту монтажа. Должно быть оборудовано устройство въезда крана на рельсовые пути. При возможности свободного перемещения крана с торца путей необходимо обеспечить плавный въезд крана на пути либо предусмотреть, чтобы подъездные пути и земляное полотно между рельсами, по которому будут двигаться подкатные тележки находились бы примерно на одном уровне. При невозможности перемещения башенного крана с торца путей кран может поставляться дороги, проходящей рядом с рельсовыми путями. При боковом въезде крана на пути по трассе движения подкатных тележек выкладываются деревянные щиты на уровне головок рельсов. При боковом въезде крана на угол около 45° к направлению автотягача, и при движении тягача параллельно путям ходовая часть по уложенным щитам заезжает на рельсовые пути. При проведении подготовительных работ следует предусмотреть площадку, достаточную для проведения монтажа крана, который должен проводиться в строгом соответствии с «Инструкцией по монтажу». Монтажная бригада должна заранее ознакомиться с этой инструкцией, чтобы провести монтаж крана в кратчайшее время. В зависимости от способа доставки крана на строительную площадку различают два вида монтажа, требующих соответствующего инструмента, грузоподъемных средств и монтажной площадки: первоначальный монтаж - при доставке крана с завода-изготовителя по железной дороге; типовой монтаж — при доставке крана автотранспортом с объекта на объект (рис. 189). При первоначальном монтаже кран поставляется на строительную площадку в разобранном виде на монтажные сборочные единицы, предусмотренные схемой погрузки на железобетонные платформы. Далее кран монтируется с поузловой сборкой монтажных единиц с помощью стрелового крана, грузоподъемность которого должна соответствовать массе монтируемых узлов крана. При типовом монтаже башенный кран монтируется с помощью собственных механизмов и лишь с частичным использованием стрелового крана.


Рис. 189. Схема перевозки башенного крана на подкатной оси автотягачом:
1 — подкатная тележка; 2 — рукоятка с обгонной муфтой;
3 — сцепное устройство; 4 — автотягач.
Типовым представителем башенных кранов в части монтажа является кран КБ-308А, имеющий секционную башню. Перед началом монтажа монтажники должны подробно ознакомиться с работой по управлению крана с монтажного пульта. После доставки на объект кран собирается из отдельных узлов с помощью вспомогательного (автомобильного) крана грузоподъемностью 16—25 т. Предпочтительно доставлять кран на объект автотранспортом в максимально укрупненном виде, но со снятыми секциями башни и стрелой. При этом для монтажа крана требуется применение автомобильного крана грузоподъемностью 10 т. Минимальная длина рельсового пути при монтаже должна быть равна двойной базе крана, но не менее 12,5 м. Кран переводят на рельсовые пути, разводят флюгеры в рабочее положение и закрепляют их тягами в этом положении. Освобождают крепление шаровой опоры на тягаче и автомобильным краном поднимают оголовок башни. Тягач освобождают, и он перемещается собственным ходом. Оголовок с монтажной стойкой опускают на подложенные шпалы. При этом передние ходовые тележки опускают на рельсы и их прикрепляют к рельсам захватами. Монтажный подкос устанавливают и закрепляют на поворотной платформе с помощью автомобильного крана. Оголовок башни приподнимают вспомогательным краном. Освобождают крепления телескопических подкосов и опускают башню. Натягивают стреловой полиспаст, при этом ходовая рама поворачивается относительно передних ходовых тележек до освобождения подкатной оси. Подкатную ось удаляют и ходовую раму опускают с помощью стреловой лебедки на рельсы до касания задних ходовых тележек.

Вспомогательным краном навешивают боковые плиты балласта. Ослабляют натяжение стрелового полиспаста и автомобильным краном навешивают плиты противовеса на хвостовую часть противовесной консоли. Натяжением стрелового полиспаста приподнимают оголовок башни на 50—100 мм относительно земли и выдерживают в таком положении 10 мин. Затем башню поднимают в вертикальное положение до соприкосновения фланцев телескопических подкосов, которые закрепляют. Навешивают передние и задние плиты центрального балласта, используя поворот и передвижение крана для облегчения навешивания плит. При перевозке крана автотранспортом стрелу перевозят на автотягаче и подкатной оси. Стрелу отсоединяют от тягача и подкатной оси. Автомобильным краном поднимают стрелу, заводя замки основания стрелы на оси проушин башни. Головную часть стрелы опускают на заранее подложенную шпалу. Монтажным полиспастом с помощью грузовой лебедки выдвигают верхнюю часть башни до посадки башни на откидные опоры портала. При этом головная секция стрелы скользит по подложенной шпале. Затем снимают болты крепления люльки и опускают ее с помощью грузовой лебедки на ось поворотной платформы с последующим фиксированием. Дальнейшим ослаблением монтажного полиспаста люльку поворачивают относительно оси на 90° для дальнейшей стыковки новой рядовой секции. Автомобильным краном поднимают в горизонтальном положении рядовую секцию и стыкуют ее с люлькой. Автомобильный кран освобождают и включением грузовой лебедки «На подъем» люльку с секцией заводят а портал. Снимают фиксаторы оси люльки. Грузовой лебедкой люльку вместе с секцией поднимают до; стыковки базовой и рядовой секций с помощью болтов. Далее выдвигают башню до посадки на упоры рядовой секции. К нижней полиспастной обойме стрелового полиспаста крепят промежуточные вставки. Включением лебедки подъема стрелы устанавливают дополнительные звенья вставок. Опускают люльку и к ней пристыковывают вторую рядовую секцию аналогично установке первой рядовой секции. Для этого с помощью стреловой лебедки отводят стрелу в сторону для обеспечения прохода второй рядовой секции. Секцию поднимают, как первую рядовую секцию при наращивании башни. Повторно наращивают и закрепляют вставки к стреловому полиспасту. После выдвижения башни на полную высоту ее закрепляют в портале. Для этого разворачивают в рабочее положение диагональные балки, опирающиеся на нижний ярус портала. Башню монтажным полиспастом приподнимают для отвода упоров за упоры замка. Затем ее опускают до посадки люльки и нижней рядовой секции на конусные штыри диагональных балок. Ролики полностью отводят от башни. С грузовой лебедки снимают монтажный канат и наматывают его на скобы портала. Включением стреловой лебедки на подъем поднимают стрелу в горизонтальное рабочее положение. На барабаны грузовой лебедки наматывают грузовой канат. Стрелу поднимают на угол около 30° к горизонтали. Не опуская стрелы, запасовывают 1,5—2 витка каната на малый барабан стреловой лебедки. Затем опускают стрелу в нижнее рабочее положение (угол подъема 1,5—3°), при этом грузовой канат наматывается на малый барабан стреловой лебедки. Монтаж крана окончен, и после проверки работоспособности всех механизмов и приборов безопасности кран готов к работе.


Рис. 190. Последовательность монтажа крана КБ-403А:
а — доставка крана на объект в собранном виде;
б — установка ходовой части на рельсовый путь;
в — подъем башни; г — подъем стрелы и обкатка крана.
Рассмотрим следующую технологию: монтаж наиболее распространенного башенного крана КБ-403А. На объект использования по назначению кран КБ-403А прибывает в собранном виде в прицепе за тягачом (рис. 190, а). Отдельно перевозят снятые с крана стрелу, четыре промежуточные секции башни, кабину и плиты противовеса. На строительной площадке кран монтируют собственными механизмами с использованием автомобильного крана грузоподъемностью не менее 10 т на вылете 6 м. После завода кран монтируют на крановые пути в такой последовательности. Снимают габаритные огни, отсоединяют пневматическую тормозную систему от тягача, а пневморукав снимают с крана, С тягача снимают перевозимую на нем крюковую подвеску. Отсоединяют кран от шариковой опоры тягача. Автомобильным краном приподнимают башню и выводят тягач из-под крана. Монтажную стойку отсоединяют от стойки, которую крепят к оголовку и устанавливают в монтажное положение. Под монтажную стойку подкладывают шпалу и автомобильным краном опускают башню, дока монтажная стойка не обопрется на шпалу, Тяги, закрепляющие флюгеры на ходовой раме в транспортном положении, отсоединяют от транспортных проушин. Флюгеры разводят в рабочее положение и фиксируют тягами, которые крепятся к рабочим проушинам. При этом колеса ходовых тележек должны находиться над рельсами. Освобождают телескопические подкосы крепления башни от транспортных креплений. Автомобильным краном поднимают монтажный подкос и устанавливают его в рабочее положение. Устанавливают кабину и подсоединяют кран к электросети. Автомобильным краном поднимают в рабочее положение распорку и закрепляют ее оттяжкой. Устанавливают ограждения на распорке, Перед подъемом башни осматривают все узлы и их соединения, проверяют крепление механизмов и металлоконструкций, запасовку и крепление канатов. Натяжением стрелового полиспаста нижнюю часть крана (ходовую раму с поворотной платформой;) поднимают относительно подкатных тележек до опирания передних ходовых тележек на рельсы (рис. 190, б). Эти ходовые тележки закрепляют за рельсы. Дальнейшим натяжением стрелового полиспаста поднимают нижнюю часть крана, освобождают и выкатывают из-под крана подкатные тележки. Нижнюю часть крана стреловым полиспастом опускают на пониженной скорости на рельсы. Пальцы шкворней всех ходовых тележек переставляют из верхних транспортных в нижние рабочие отверстия. Все ходовые тележки закрепляют за рельсы. Укладывают плиты противовеса и закрепляют их к поворотной платформе. Включая стреловую лебедку на подъем, натягивают канаты стрелового полиспаста и проверяют правильность запасовки каната. Включением стреловой лебедки на подъем башню поднимают до вертикального положения (рис. 190, в). При подходе башни к вертикальному положению скорость вращения барабана уменьшают, включая схему подтормаживания. Откидные болты телескопических подкосов скрепляют с башней, фиксируя ее в вертикальном положении (показано пунктиром). На земле на подкладках выкладывают секции стрелы, навешивают грузовую тележку и стыкуют все секции между собой. Количество секций набирают в зависимости от требуемого вылета: 20, 25 или 30 м. На барабане тележечной лебедки крепят концы тележечного каната. Канаты запасовывают на блоки и закрепляют на натяжных барабанах тележки, грузовой — на блоках грузовой тележки и крюковой под-вески. Автомобильным краном навешивают стрелу на подшипники кронштейна башни. Поочередно обе серьги стрелового расчала освобождают от крепления к башне и соединяют с верхним поясом стрелы. Обе серьги отсоединять одновременно нельзя, так как они удерживают на весу подвижную обойму стрелового полиспаста, размещенную под распоркой. Перед выдвижением башни отсоединяют тяги, связывающие башню с порталом. Проверяют расположение роликов в портале (зазор между роликами и поясами башни должен быть 5—7 мм). Монтажный канат крепят на барабане грузовой лебедки. Сматывают около 40 м стрелового каната с барабана лебедки и канат закрепляют планками монтажного зажима. Нажатием на кнопку подъема груза на выносном пульте управления приподнимают башню на 100—200 мм, выдерживают кран и выдвигают башню, следя за выбиранием петли стрелового каната. После прохода нижней части баш-ни разворачивают диагональные балки на портале и закрепляют их восьмью болтами. На эти балки опускают и закрепляют фланцы башни. С грузовой лебедки снимают монтажный канат, сматывая его в бухту. На барабан наматывают грузовой канат. Для подъема стрелы (рис. 190, г) дают слабину грузовому канату, чтобы при подъеме крюковая подвеска оставалась на земле. Стрелу поднимают стреловой лебедкой с выносного пульта несколько выше (на 0,4—0,6 м) горизонтального положения. Далее грузовой лебедкой поднимают крюковую подвеску. После этого проводят технический осмотр крана.

Если высоту крана нужно увеличить, башню подращивают. Для этого крюковую подвеску опускают на землю. Грузовой канат распасовывают с барабана грузовой лебедки и на него запасовывают монтажный канат выдвижения башни. Плавно, с остановками опускают стрелу к башне, сматывают 40 м каната. Верхние направляющие ролики основания башни поворачивают для установления минимального зазора между роликами и поясами башни. Шпильки крепления башни монтируют к диагональным балкам. Грузовой лебедкой приподнимают башню до посадки на упоры и освобождают крепления диагональных балок, балки разворачивают в стороны, давая проход подвижной обойме. Грузовой лебедкой опускают подвижную обойму, стыкуют ее с параллелограммом механизма выдвижения обоймы, вместе с которым она выдвигается вперед. На выдвижную обойму автомобильным краном устанавливают промежуточную секцию и закрепляют болтами. Включением грузовой лебедки подвижную обойму вместе с промежуточной секцией поднимают и устанавливают по оси башни. Механизм выдвижения обоймы отсоединяют от подвижной обоймы. Следующим включением грузовой лебедки продолжают поднимать подвижную обойму с промежуточной секцией до соприкосновения фланцев промежуточной секции с фланцами башни. Поднятую промежуточную секцию стыкуют с башней. После этого включением грузовой лебедки выдвигают башню вместе с промежуточной секцией на высоту этой секции. По окончании выдвижения башню вновь закрепляют на портале. Дальнейшее наращивание секций ведут аналогично описанному. Если стреле нужно придать наклонное положение (под углом 30 или 50° к горизонту), грузовую тележку устанавливают на максимальный вылет, крюковую подвеску опускают на землю, а стрелу опускают вдоль башни. Конец грузового каната отсоединяют от крепления к корню стрелы и распасовывают канат с тележки. Канаты на грузовой тележке и ограничителя высоты подъема крюка перепасовывают. Грузовую тележку закрепляют в наклонное положение.

Демонтаж башенных кранов проводится после возведения здания или сооружения, до завершения отделочных работ. Подача грузов в период отделочных работ выполняется с помощью грузовых или грузопассажирских строительных подъемников, стоимость эксплуатации которых значительно ниже стоимости эксплуатации башенных кранов. При демонтаже кран переводится в транспортное положение для перебазировки его на новый строительный объект. Демонтаж кранов обычно проводится в последовательности, обратной их монтажу. Первоначально демонтаж начинается с уменьшения высоты подъема путем удаления промежуточных секций башни с помощью механизмов, смонтированных на кране. Затем опускается стрела, и кран с укороченной башней и со сложенной стрелой опускается на тягач. Под основание крана подводятся подкатные тележки. И он перевозится на другой объект. Особенностью демонтажа является то, что максимальные нагрузки на канаты и лебедки, как правило, возникают в конце опускания стрелы или башни. Поэтому до начала демонтажа особенно тщательно проверяют канаты и лебедки, с помощью которых проводят демонтаж крана, и регулируют тормоза в соответствии с эксплуатационной документацией.

По способам подъема в рабочее положение козловые краны делятся на два вида — самомонтирующиеся и несамомонтирующиеся. Первые из них собирают при помощи лебедок и полиспастов, закрепляемых на опорных ногах крана. Схема монтажа несамомонтирующихся козловых кранов и организация работ по их подъему и сборке определяются в зависимости от местных условий. Однако в общем виде возможны четыре схемы монтажа: при помощи полиспастов с использованием строительных конструкций; при помощи полиспастов и одной или двух монтажных мачт; с применением временных металлических рам, с помощью монтажных стреловых кранов большой грузоподъемности. Выполнение монтажных операций обычно производится в следующем порядке: подача составных частей к месту сборки; проверка металлоконструкций крана; установка монтажных мачт или приспособлений; сборка опорных ног; техническое обслуживание механизмов передвижения; установка ходовых тележек на подкрановые пути; сборка моста (ригеля); техническое обслуживание механизмов грузовых крановых тележек; установка механизмов передвижения на мосту и опорах; установка грузовых тележек на мост; установка опорных ног, подъем моста, подкатка опорных ног и соединение их с мостом; выполнение всех электромонтажных работ; запасовка канатов, регулирование механизмов, испытание и сдача крана. Осмотр металлических конструкций и механизмов крана необходим для проверки их комплектности и состояния, правки или замены деформированных при перевозке элементов конструкций. Стальные конструкции опорных ног и моста крана собирают на шпальных клетках высотой около 500 мм. Сборку целесообразно выполнять универсальными стреловым кранами соответствующей грузоподъемности или кранами-трубоукладчиками.

Механизмы кранов подают на сборку отдельными блок-модулями. Их монтаж начинают со сборки и установки ходовых тележек на подкрановые пути вместе с опорными ногами или отдельно от них. У тележек, установленных на подкрановые пути, недопустим перекос колес, поэтому замеряют зазор между ребордами колес и головкой рельса с одной стороны тележки. Разница в замерах указывает на наличие перекоса, который необходимо устранить. Механизмы передвижения монтируют непосредственно на ходовых тележках после подъема и закрепления конструкции в проектном положении. Грузоподъемную тележку собирают на шпальных клетках вблизи крана, при установке ее она должна всеми колесами опираться на пути катания. Собранную на шпальных клетках тележку устанавливают на мост до подъема его на проектную отметку. При монтаже самомонтирующихся .кранов (см. главу 3) собранные в горизонтальном положении опоры ставят на рельсы подкранового пути в проектное положение тремя способами — монтажными кранами, методом поворота и методом скольжения. Выбор способа определяется местными условиями й наличием соответствующего такелажного оборудования. Установка монтажными кранами наиболее предпочтительна как с позиций трудоемкости, так и по количеству занятых рабочих. Установка опор крана методом поворота применяется в тех случаях, когда параметры монтажных кранов по грузоподъемности и высоте подъема недостаточны. При использовании этого метода в начале подъема возникают значительные горизонтальные сдвигающие усилия на опорных тележках, которые воспринимаются специальными тормозными оттяжками. Метод скольжения применяется в тех случаях, когда опоры при сборке располагаются вдоль оси собираемого крана (по условиям размера монтажной площадки) и кран поднимают в проектное положение при помощи двух мачт, установленных внутри моста. Так как опоры при этом располагаются вне моста и на значительном расстояний от мачт, то для подъема их нужно передвинуть к мачтам после того, как мост крана будет приподнят на высоту, достаточную для пропуска опор. В условиях стесненных монтажных площадок и при отсутствии стреловых кранов с высотой подъема, достаточной для установки ригеля козлового крана в проектное положение, применяется способ подъема собранного на земле козлового крана поворотом его на 90°. Собирают козловой кран на шпальных клетках в горизонтальном положении с помощью стрелового крана. Ходовые тележки устанавливают на подкрановые пути и прикрепляют их к рельсам. На рамах ходовых тележек и в нижней части опор приваривают временные проушины, которые соединяются между собой и образуют монтажные шарниры. Кран поднимают в рабочее положение поворотом вокруг шарниров двумя парами лебедок (подъемными и тормозными) через полиспасты. При этом предварительно на нижней части опор укрепляют специальные монтажные мачты, к которым присоединяют верхние обоймы полиспастов. Когда козловой кран при повороте вокруг шарниров начинает переходить в вертикальное положение, его удерживают двумя тормозными лебедками. Вместо лебедок могут использоваться тракторы или другие тяговые средства.

Монтаж мостового крана в производственном корпусе (цехе) осуществляется в такой последовательности (см. рис. 99). До начала монтажа производится ряд подготовительных работ: устройство подъемных и рельсовых путей, осмотр деталей, сборочных единиц, металлоконструкций. Обычно сборочные единицы крана (полумосты, тележки, кабины) прибывают к месту монтажа на транспортных средствах, с которых их разгружают и укладывают на шпальные клетки перпендикулярно к крановым путям, Полумосты устанавливают в проектное положение с помощью гусеничного крана (см. рис, 99, д). Первый полумост поднимают в наклонном положении и устанавливают сначала один его конец, затем другой. Аналогично производят подъем второго полумоста. Затем оба полумоста соединяют. После

подъема и соединения монтируют концевые балки. В заключительном этапе монтажа тяжеловесных элементов производят подъем грузовых тележек и кабин. Во время подъема груза кран не передвигается, а лишь незначительно разворачивает стрелу для установки монтажниками моста крана в проектное положение.

Демонтаж козловых и мостовых кранов, который производите крайне редко (при реконструкции здания, по истечению срока службы модернизации), производится в последовательности, обратной и монтажу.

Монтаж и демонтаж гусеничных и пневмоколесных кранов связан заменой рабочего оборудования, его разборкой и наращивание сменными секциями. Кроме того вместо подъемной стрелы требуете устанавливать башенно-стреловое оборудование, управляемые и не управляемые гуськи на стрелы различной длины. Стреловое оборудование демонтируют на спланированной площадке. Стрелу опускаю на инвентарные козлы, высота которых должна быть равна высот оси пяты стрелы от основания крана. Далее снимают крюковую подвеску и сматывают рабочие канаты с барабанов лебедок. После распасовки стрелового и грузового канатов их очищают от грязи, смазывают и укладывают в бухты. Затем выбивают оси или пальцы и проушин пяты стрелы и отводят поворотную платформу крана о стрелы включением механизма передвижения. Стрелу, канаты, подвеску грузят на транспортные средства вспомогательным краном, таком состоянии кран подготовлен к перебазированию на ремонтное предприятие, на другую строительную площадку или для установки сменного оборудования. Длину основной стрелы увеличивают с помощью сменных секций следующим образом: стрелу опус кают в крайнее нижнее положение и укладывают на инвентарные козлы: увеличивают длину тяг стрелового полиспаста на инвентарные козлы; увеличивают длину тяг стрелового полиспаста и тяг оголовка стрелы; разъединяют электропроводку в местах секции стрелы, подлежащей частичному демонтажу; опорную секцию стрелы отсоединяют от головной и подвешивают ее на канате к двуногой стойке, после чего кран отъезжает вместе с ней назад; между секциями стрелы вставляют промежуточные сменные секции и соединяют их; присоединяют удлиненные тяги стрелового полиспаст и тяги головной секции стрелы; соединяют электропроводку на стреле; перепасовывают грузовой полиспаст, в случае необходимости регулируют и проверяют работу ограничителя высоты подъем крюка. На этом процесс увеличения длины основной стрелы заканчивается и удлиненную стрелу поднимают в рабочее положение.

Монтаж и демонтаж башенно-стрелового оборудования гусеничных кранов сводятся в основном к установке (или снятию) управляемого гуська на стрелу (либо башню) в следующем порядке: на инвентарных козлах или шпальных клетках собирают управляемый гусек, ось гуська должна совпадать с продольной осью крана; на гусек опускают стрелу с таким расчетом, чтобы их шарниры совпали; шарниры соединяют осью; включают стояночный тормоз крана и дополнительно под гусеничные тележки подкладывают деревянные брусья или шпалы; соединяют электропроводку стрелы и гуська; запасовывают грузовой .канат на блоки гуська, а его конец закрепляют на опорной секции стрелы; запасовывают полиспаст изменения вылета гуська, включают лебедку и поочередно подтягивают оголовок гуська к стреле; стреловой лебедкой поднимают совместно гусек и стрелу, выводя ее в наклонное положение. Далее гусек с помощью лебедки главного подъема опускают вертикально. Тяги закрепляют на оголовке гуська, конец грузового каната отсоединяют от стрелы; запасовывают канат грузового полиспаста; с помощью лебедки вспомогательного подъема гусек отклоняют от вертикали; последовательным включением стреловой лебедки и лебедки вспомогательного подъема поднимают стрелу и гусек сначала в промежуточное положение, а затем в рабочее, при котором стрела устанавливается вертикально, а гусек — на максимальный вылет. После выведения стрелы в вертикальное положение ее закрепляют на поворотной платформе, соединяя тягами с двуногой стойкой. На этом монтаж башенно-стрелового оборудования заканчивается. При установке гуська длиной 21 м на стрелу длиной 25 м двуногую стойку оснащают надставкой, которая позволяет поднимать блоки стрелового полиспаста. Демонтируют башенно-стреловое оборудование в порядке, обратном монтажу.

Различают два вида перевозки кранов: по железной дороге почти с полной разборкой и автотранспортом с минимальной разборкой. Перевозка кранов по железной дороге осуществляется при первоначальной отгрузке крана с предприятия-изготовителя к потребителю или при перебазировании крана с одной строительной площадки на другую, расположенную в другом регионе. Краны отгружаются с предприятия-изготовителя, как правило, в виде отдельных сборочных единиц и составных частей. Для обеспечения сохранности груза и его безопасности при перевозке сборочных единиц и составных частей на открытых платформах необходимо, чтобы размеры груженых платформ не выходили за пределы габаритов подвижного состава. Под габаритом подвижного состава понимается предельное поперечное очертание железнодорожного пути, за пределы которого не должен выходить ни один узел подвижного состава. С предприятия-изготовителя к потребителю краны, как правило, отгружаются без плит балласта и противовеса, которые должны изготавливаться эксплуатационниками по технической документации и чертежам, прикладываемым к крану. Стационарные и приставные краны отгружаются также без опорных плит и настенных опор крепления крана к зданию. В случае перебазировки кранов с одной строительной площадки на другую они отгружаются в полном комплекте. Перевозка кранов автотранспортом (см. рис189) осуществляется при перебазировании крана с одной строительной площадки на другую. При перевозке башенных кранов автотранспортом по улицам городов и шоссейным дорогам транспортные габариты автопоезда крана-автотягача не должны превышать норм, предусмотренных ГОСТ 13556—91. В соответствии с Правилами дорожного движения при перевозке кранов в дневное время на автопоезде должны устанавливаться сигнальные щитки или флажки, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - световозвращающие приспособления или фонари: белого цвета с передней, красного — с задней и оранжевого — с боковой стороны. При перебазировании с объекта на объект на небольшие расстояния в пределах строительной площадки или микрорайона башенные краны можно перемещать без демонтажа по временным инвентарным рельсовым путям. Этот способ перевозки наиболее эффективен для немобильных кранов, к которым можно отнести краны с неповоротной башней, продолжительность монтажа которых в несколько раз выше, чем у кранов с поворотной башней называемых мобильными. При таком способе перебазировки в торце основных путей укладывают временные инвентарные звенья и скрепляют их с основными путями. Инвентарные звенья должны располагаться в одной плоскости с основными путями. Кран перемещают на инвентарное звено и закрепляют противоугонными клещевыми захватами. Затем аналогичным образом укладывают новые инвентарные звенья рельсовых путей, перемещают на них кран, а освободившиеся звенья снимают и укладывают вперед по ходу движения. При изменении направления движения устраивают криволинейный участок пути либо перевозят кран на пересекающийся путь, В месте пересечения старого и нового перпендикулярного пути устраивают сплошную шпальную подушку, на которую частично заходят концы рельсов старых и новых путей. Подушка устраивается для снижения удельных нагрузок на грунт. Часть рельса длиной 2 м, находящаяся посередине шпальной подушки, крепится к опорной жесткий плите, имеющей возможность поворота на шпальной клетке на угол 90° с расположением вдоль старого или нового-пути. Кран заезжает на участок пересечения путей, и его ходовые тележки закрепляют захватами за поворотный рельс, скрепленный с опорной плитой с помощью домкратов, поочередно поднимают каждую ходовую тележку вместе с прикрепленным к ней поворотным рель-сом и опорной плитой, поворачивают ее на угол 90° и опускают на шпальную подушку. Поворотные рельсы скрепляют с рельсами нового пути, и кран может перемещаться под прямым углом к прежнему направлению движения.

Гусеничные краны по автомобильным дорогам транспортируют на прицепах-тяжеловозах, габаритная высота которых с погруженным гусеничным краном не должна превышать 3,8 м. Ширина гусеничного крана не должна превышать ширину транспортного средства.

В пределах строительной площадки гусеничные краны транспортируют собственным ходом с опущенной стрелой. Перед Транспортированием гусеничных кранов грузоподъемностью 16 т, 25 т кран своим ходом въезжает на прицеп-тяжеловоз стрелой вперед по настилу с уклоном не более 10°. На прицепе/кран устанавливают гусеничными тележками поперек платформы, а стрелой — вдоль направления движения. Крюк закрепляют на стреле, которую следует опустить ниже уровня расположения блоков на двуногой стойке. В случае перевозки крана со снятой стрелой, ее укладывают отдельно на автомобиль с прицепом. Кран фиксируют на платформе против перемещения в продольном и поперечном направлениях. Дополнительно под колеса тележек подкладывают металлические клинья. Краны на прицепах-тяжеловозах транспортируют по шоссейным дорогам на расстояние не более 100 км. Впереди автопоезда движется автомобиль с установленными на нем габаритными знаками автопоезда, на расстоянии 10—15 м за автомобилем — автопоезд с краном и далее с разрывом 15—20 м от автопоезда автомобиль прикрытия с персоналом, обслуживающим кран. Перед транспортированием крана согласовывают сигналы взаимодействия. Скорость движения автопоезда не должна превышать 20 км/ч по дорогам с твердым покрытием.

Пневмоколесные краны собственным ходом и на буксире транспортируют после согласования с органами ГИБДД маршрута движения. Во время движения на буксире машинист находится в кабине. Буксировать пневмоколесные краны на гибкой сцепке, а также в гололедицу запрещено. Сменное рабочее оборудование перевозят на дополнительном транспортном средстве. В пределах строительной площадки пневмоколесные краны транспортируют собственным ходом. Пневмоколесные краны перемещаются собственным ходом на расстояние не выше 50 км. Если расстояние больше, то их буксируют автотягачами. Пневмоколесные краны грузоподъемностью от 10 до 1000 т перемещаются со скоростью 15-7,5 км/ч. Перед транспортированием пневмоколесного крана необходимо проверить действие звукового сигнала и освещения; проконтролировать работу тормоза механизма передвижения; застопорить тормоз механизма поворота; снять сменное и установить основное рабочее оборудование, опустив его в транспортное положение; снять с крана при перебазировании на большие расстояния все части и элементы, перевозка которых предусматривается отдельно, чтобы повысить мобильность и проходимость крана (съемный противовес, сменные секции стрелы, выносные опоры); осмотреть и проверить стреловую лебедку, удерживающую рабочее оборудование в транспортном положении; проверить давление в шинах (оно должно соответствовать транспортному режиму без груза); заправить баки горючим и маслом; проконтролировать рулевое управление или устройство для разворота ведомых колес. Кран должен вписываться в транспортные габариты. При движении крана своим ходом необходимо выполнять следующие требования. Не разрешается переключать скорости хода во время движения на подъемах, уклонах и.железнодорожных переездах. Переезжать железнодорожные пути можно только на первой скорости при определенном режиме работы дизеля. Движение крана под уклон 5° допускается также на первой скорости. Во время движения кранов учитывают несущую способность инженерных сооружений (мостов, путепроводов), качество дорог, габариты проездов под сооружениями. Учитывая значительные габариты крана, особенно по длине, перегоны пневмоколесных кранов желательно осуществлять в часы суток, менее напряженные по загрузке дорог. На прямолинейных и горизонтальных участках дороги возможна номинальная скорость движения кранов. На поворотах, уклонах и подъемах, а также на неровной, с выбоинами и колеями дороге скорость передвижения следует снижать. Особое внимание необходимо проявлять на перекрестках, в узких проездах, при движении под мостами, смонтированными конструкциями, так как большие габариты базы и стрелового оборудования крана требуют соответствующих размеров дорог, радиусов поворота, желательно развороты производить при свободной от транспорта дороге. В случаях отсутствия габаритных знаков на мостах и путепроводах, движения по незнакомому маршруту или под проводами необходимо останавливать кран, выходить из кабины и проверять возможность безопасного проезда по данному участку дороги. При транспортировании пневмоколесных кранов на буксире к тягачу выполняют следующее. Кран устанавливают в транспортное положение так, чтобы стрела была расположена вдоль продольной оси в направлении ведущего моста. Затем монтируют буксирное приспособление и отключают передний мост. Механизм переключения скоростей устанавливают в нейтральное положение и включают скорость (шток цилиндра должен быть полностью выдвинут, рукоятка гидрораспределителя возвращена в нейтральное положение). Пневмосистему управления стояночным тормозом крана подключают к пневмосистеме тягача с помощью шланга. Если его нет или отсутствует пневмосистема на тягаче, растормаживают стояночный тормоз. Габаритные сигналы и сигналы торможения на кране подключают к электросистеме тягача с помощью кабеля со штепсельной вилкой, отключают пневмоцилиндры разворота крана. Вывинчивают упорные винты переднего моста и устанавливают балки выносных опор в транспортное положение. Давление в шинах должно соответствовать давлению, указанному в инструкции. Во время движения при отрицательной температуре воду из радиатора и двигателя и масло из картера сливают. Предельная скорость транспортирования пневмоколесных кранов на буксире к тягачу по горизонтальной дороге составляет не более 30 км/ч (на гибкой сцепке); при движении на уклонах и поворотах скорость не должна превышать 3 км/ч. При буксировке с применением жесткой или гибкой сцепки за рулем буксируемого крана должен находиться машинист-водитель. Во время длительного транспортирования он же систематически проверяет состояние ходового устройства, включая колеса и тормоза. Такую проверку (степень затяжки гаек, крепления колес, надежность работы тормоза) первый раз выполняют после преодоления 1 км пути, а затем через каждые 10—15 км. При буксировке в темное время суток и в условиях ограниченной видимости на кране должны гореть задние габаритные огни, а при гибкой сцепке - и передние огни. Маршрут движения должен быть изучен для проезда крана с учетом дорожных габаритов и допустимых нагрузок на инженерные сооружения. Без утверждения маршрута переезда возможно транспортирование кранов с габаритами, не превышающими по высоте 3,8 м, по длине (с тягачагом) 20 м, по ширине 2,5 м. Во время буксировки крана его должен сопровождать машинист (крановщик), на которого возлагается руководство по транспортированию и обслуживанию ходового устройства крана. В случае движения по дорогам со сложным рельефом, а также при отсутствии на тягаче пневмосистемы для управления тормозами крана машинист должен находиться на кране для управления тормозами от собственной пневмосистемы, работающей от включенного дизеля. В связи с тем, что мосты, путепроводы в зависимости от их типа рассчитывают на пропуск машин определенной массы, перед искусственными сооружениями устанавливают знаки с допускаемыми нагрузками, которые должны знать машинисты и сверять с массой транспортируемого ими крана. Движение крана по данному сооружению возможно, если масса крана не превышает сверхнормативной нагрузки. При этом на мосту не должны находиться транспортные средства и другие краны. Скорость крана - не более 10 км/ч.

Общие сведения
Повышение эффективности работы грузоподъемных кранов во многом зависит от их надежности и безопасной эксплуатации.

Ввод кранов в эксплуатацию
Приемка, постановка на учет, регистрация, получение разрешения на работу.

Управление краном
Правильное управление краном обеспечивает плавное, без рывком и раскачивания перемещение груза.




Наш адрес: Москва, проспект Рязанский, дом 32, корпус 3, офис 390
1994—2012 © ЗАО «Новые технологии». Производство грузоподъемного оборудования. Куплю, продам: штабелер, кран-балка