Эксплуатация грузоподъемных кранов

Управление краном

Правильное управление краном обеспечивает плавное, без рывков и раскачивания перемещение груза, а также точную остановку его над заданным местом. При этом сокращается время рабочего цикла, повышается производительность крана и обеспечивается безопасность обслуживающего кран персонала.

Для нормальной работы машинист (крановщик) должен хорошо знать систему управления краном, взаимодействие отдельных элементов и устройств, правила техники безопасности при работе электрооборудованием, возможные причины неисправностей механизмов и способы их устранения.

Четкость и быстроту управления, возможность совмещения дельных операций приобретают только в результате длительной практики. Начинающим машинистам (крановщикам) следует прежде всего отработать навыки точного и плавного включения штурвалов, маховичков, рычагов, кнопок, хорошо изучить систему управления механизмами. Однако не следует сразу добиваться быстрого управления и совмещения операций.

Управление из кабины имеет такие особенности, что направление движения расположенных в ней рычагов и штурвалов соответствует направлению вызываемых ими движений. Аппараты управления могут располагаться один над другим или одна рукоятка служит для управления двумя механизмами. При расположении рычагов одного над другим внизу находятся рычаги управления поворотом крана и подъемом груза. При управлении одной рукояткой двумя движениями продольное перемещение рычагов используют для управления механизмами изменения вылета и подъема.

Перед началом работы к крану (при питании электроэнергией от внешней сети) подводят ток. Для этого машинист (крановщик) последовательно включает рубильник распределительного ящика и аварийный. Обеспечивают подачу напряжения на защитную панель, на которой должна загореться контрольная зеленая лампочка. Далее включается рубильник защитной панели, машинист (крановщик) проверяет установку рукояток контроллеров в нулевом положении и кнопкой включает линейный контактор защитной панели. Включение контактора сопровождается характерным щелчком при повороте вала контактора. После этого машинист (крановщик) проверяет блокировку цепи управления от самовыключения: выключает аварийный рубильник, что сопровождается отключением линейного контактора. Переводит контроллер в промежуточное положение, снова включает рубильник и нажимает кнопку контактора, который при этом не должен включаться.

Перед пуском крана проверяется напряжение с помощью вольтметра, установленного в кабине. Так как у всех электроаппаратов (контакторов, электромагнитов) допускается уменьшение напряжения до 85% и повышение его до 105% от номинального, то напряжение, подводимое к крану, не должно падать ниже 185 В при напряжении внешней сети 220 В и ниже 325 В при напряжении 380 В. В случае падения напряжения на величину, большую, чем указано, работа на кране не разрешается. После проведения контрольно-проверочных операций можно приступать к работе на кране.

При управлении краном следует соблюдать ряд требований, общих для кранов всех типов. Механизм крана можно переключать с прямого хода на обратный только после полной остановки. Внезапное переключение механизма без остановки вызывает большие динамические нагрузки на кран и может провести к поломке механизма и даже к аварии крана. Если необходимо быстро остановить механизм для предотвращения аварии или несчастного случая, отключают аварийный выключатель (рубильник). При этом отключается линейный контактор и электродвигатели отсоединяются от питающей сети. Механизм следует включать плавно, с выдержками на каждом положении контроллера. Не допускается резкий перевод рукоятки управления из нулевого в последнее положение, если в схеме не предусмотрен ступенчатый разгон под контролем реле времени. Малые (посадочные) скорости механизмов следует использовать кратковременно и только для точной и плавной установки груза. Работа на малой скорости в течение длительного времени снижает производительность крана, а в ряде случаев (например, если привод с тормозной машиной) приводит к перегреву и быстрому выходу из строя электрооборудования.

Характер управления определяется схемой электропривода крана, однако одна и та же схема требует разных приемов управления для механизмов поворота или передвижения грузовой или стреловой лебедок. Так, при обычном регулировании скорости двигателя путем ступенчатого изменения пускорегулирующего реостата в роторной цепи скорость подъема груза или стрелы увеличивается при переводе рукоятки контроллера от нулевого к последнему положению, а при опускании груза или стрелы скорость на первых положениях контроллера будет больше, чем на последнем положении. Это явление не распространяется на схемы электропривода, в которых первые положения спуска соответствуют малой скорости, получаемой специальным регулированием. Для механизмов поворота, передвижения крана и грузовой тележки характерно увеличение скорости при переводе рукоятки из первого положения в последнее независимо от направления механизма.

Пуск электродвигателя с фазным ротором с помощью контроллера заключается в последовательном отключении (закорачивании, шунтировании) ступеней резисторов цепи ротора, которое производится при выводе рукоятки из нулевого положения и перемещения в промежуточные положения. В первом положении рукоятки при частоте вращения, равной нулю, наибольший момент двигателя достигает номинального значения, и, если момент от нагрузки совпадает с этой величиной, двигатель не вращается.

Во-втором положении часть роторного резистора шунтируется. Момент увеличивается в 1,5—1,8 раза, двигатель начинает разгоняться; при достижении определенной частоты вращения рукоятку контроллера переводят в третье положение, Момент снова увеличивается, а затем снижается с дальнейшим возрастанием частоты вращения. Последующие переключения контроллера сопровождаются шунтированием резисторов и разгоном двигателя до последующего положения, при котором двигатель развивает нормальную частоту вращения, пусковые резисторы полностью выведены п ротор замкнут накоротко. Контроллерное управление крановыми двигателями с пускорегулирующими резисторами, введенными в цепь ротора, дает возможность получать в момент пуска необходимый крутящий момент для преодоления инверции масс груза и крана. Непоследовательный поворот рукоятки контроллера и пуск двигателя с фазным ротором без введения дополнительных резисторов уменьшим наибольший момент, вызывает большие пусковые токи, которые при водят к значительному падению напряжения, что, в свою очередь сопровождается падением пускового момента двигателя. Выключают двигатель переводом контроллера в нулевое положение. Внезапное прекращение движения при работе крана может быть вызвано снижением напряжения или срабатыванием одного из конечных выключателей, Во всех случаях кран отключается автоматически от сети с помощью линейного контактора. Работа может быть возобновлена только при условии возвращения контроллера в нужное положение (нулевая блокировка), включения аварийного рубильника, если он был разомкнут, и нажатия пусковой кнопки линейного контактора. Если движение было прервано в результате размыкания одного из конечных выключателей при достижении элементами крана предельных положений или перегрузки, то для начала работы контроллер устанавливают в нулевое положение, кнопкой включают контактор и затем поворотом контроллера вновь пускают двигатель в направлении, обратном тому которое было до остановки.

После того, как рабочий орган или кран отведены от крайнего положения, а соответствующий конечный выключатель автоматически или вручную возвращен в исходное положение, возможно движение в любом направлении при переводе рукоятки контроллера вправо и влево. Использовать конечные выключатели в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов не разрешается, так же как и работать без них. Машинист (крановщик) должен по возможности не доводить крюк, стрелу крана до крайних положений. Если такая необходимость возникает, то при подходе к крайним положениям следует работать на небольшой скорости и использовать для остановки механизмов тормоза, а не конечные выключатели.

Машинист (крановщик) должен знать, что скорость подъема груза и стрелы увеличивается по мере перестановки контроллера от нулевой до последней позиции и, наоборот, скорость спуска груза и стрелы на первых положениях выше, чем на последних. В остальных механизмах перемещение рукояток в обе стороны от нулевого положения сопровождается увеличением частоты вращения соответствующего двигателя. Направление движения можно изменять только при полной остановке механизма, т.е. фиксировании контроллера в нулевом положении. В случае аварийного состояния крана и необходимости срочного спуска груза контроллер можно сразу переводить в положение, обеспечивающее обратное вращение двигателя. При этом возникают большие динамические нагрузки на кран. Прибегать к такому способу рекомендуется только во время возникновения опасности для людей или возможности повреждения оборудования, конструкций и самого крана.

Общие сведения
Повышение эффективности работы грузоподъемных кранов во многом зависит от их надежности и безопасной эксплуатации.

Ввод кранов в эксплуатацию
Приемка, постановка на учет, регистрация, получение разрешения на работу.

Монтаж, демонтаж и перевозка кранов
Комплекс работ по сборке крана, установке в рабочее положение, наладке и сдаче в эксплуатацию.




Наш адрес: Москва, проспект Рязанский, дом 32, корпус 3, офис 390
1994—2012 © ЗАО «Новые технологии». Производство грузоподъемного оборудования. Куплю, продам: штабелер, кран-балка