Грузоподъемные машины. Устройство, эксплуатация и диагностика.

Установка, регистрация, освидетельствование, прием в эксплуатацию и работа грузоподъемных машин должны осуществляться согласно требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" Госгортехнадзора. Не разрешается подтаскивать грузы грузоподъемными машинами косым натяжением канатов или поворотом стрелы, а также производить подъем элементов и конструкций, защемленных, зацепившихся, засыпанных землей или снегом, либо примерзших к земле. Места строповки груза должны быть намечены заранее.
Изменять вылет стрелы крана с подвешенным грузом разрешается только в пределах грузовой характеристики крана. Траверсы и другие грузозахватные приспособления для подъема грузов должны исключать самопроизвольное отцепление груза и обеспечивать устойчивость его во время подъема и перемещения. Конструкции ковша, бадьи и грейферного устройства должны исключать их самопроизвольное опрокидывание или раскрытие во время подъема и перемещения с грузом.
Статическое испытание грузоподъемных машин проводится с целью проверки прочности машины, а у стреловых кранов - грузовой устойчивости. Испытание производят нагрузкой на 25% превышающей грузоподъемность машины при первичном освидетельствовании и на 10%- при периодических освидетельствованиях. При статическом испытании стреловых кранов стрелу устанавливают в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана, груз поднимают на высоту 200-300 мм, после чего проверяют положение опор.
Динамическое испытание грузоподъемной машины проводят для проверки действия механизмов и их тормозов грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины. Допускается производить динамическое испытание рабочим грунтом. Анализ причин аварии башенных кранов показывает, что большая часть аварий происходит из-за перегрузки кранов (55%), нарушения правил эксплуатации (12%) и неисправности подкрановых путей (9%). В устранении этих главных причин и заключаются основные меры по обеспечению безопасной эксплуатации башенных кранов. Для этого в первую очередь следует обеспечить исправность и надежную работу ограничителей и приборов безопасности и систематически контролировать соблюдение машинистами башенных кранов инструкций по эксплуатации и технике безопасности.
Устройство, эксплуатация и перевозка рельсовых путей башенных кранов должны выполняться по ППР в соответствии с "Инструкцией по устройству, эксплуатации и перевозке рельсовых путей для строительных башенных кранов" (СН). Разность уровней головок рельса на криволинейном участке пути не должна превышать 15 мм. Все металлические нетоковедущие части электрического оборудования крана должны быть заземлены. Заземление рельсового пути выполняется в соответствии с "Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента" (СН).
Монтаж и демонтаж башенного крана разрешается выполнять только под наблюдением, представителя администрации, отвечающего за соблюдение заводской инструкции и правил техники безопасности. Не разрешается производить монтаж и демонтаж крана при силе ветра свыше трех баллонов, при грозе и ливневом дожде, при температуре наружного воздуха ниже указанной в паспорте крана, при гололеде.
При монтаже и демонтаже крана запрещается: присутствовать посторонним лицам в опасной зоне монтажной площадки; находиться на поднимаемых или опускаемых конструкциях и под ними; оставлять на весу без надзора поднятые конструкции; сбрасывать какие-либо предметы с высоты; применять сращенные канаты; включать рубильник подачи питания к оборудованию на монтажной площадке, а также механизмы крана без специального указания лица, ответственного за монтаж и демонтаж; поднимать или опускать конструкции при падении напряжения в электрической сети более чем на 10% номинальной величины.

При установке стрелового самоходного крана расстояние между задней (хвостовой) частью его поворотной платформы и габаритами строений, грузами и другими предметами должно составлять не менее 1 м. Установка пневмоколесного или автомобильного крана на дополнительные опоры должна выполняться в строгом соответствии с требованиями инструкции для обеспечения устойчивости. Под дополнительные опоры должны подкладываться прочные инвентарные подкладки. Применение в качестве подкладок случайных предметов запрещается. Во всех случаях, когда кран должен осуществлять перемещение грузов с углом поворота до 90°, должны быть закреплены все его четыре дополнительные опоры. При установке автомобильных и пневмоколесных кранов, снабженных рессорной подвеской, ходовых колес, рессоры должны быть заклинены специальными устройствами, предусматриваемыми конструкцией кранов. Установка кранов с незаклиненными рессорами резко снижает их устойчивость.
Для установки монтажных мачт и стреловых кранов выбирают надежное грунтовое основание или же сооружают это основание из камня, деревянных ряжей и клеток. Использовать насыпной грунт под основание крана не допускается. Прочность основания проверяют расчетом исходя из увеличенной в 5 раз нагрузки мачты. Растяжки рассчитывают с коэффициентом запаса прочности не менее 3,5. Нижние концы растяжек должны быть прочно закреплены на неподвижных опорах (якорях) и ограждены от случайных ударов и наездов транспорта.
Учитывая, что безопасность работы крана зависит от надежности крепления вант и якоря, следует это крепление проверять каждый раз перед началом работы. При монтаже мачты место строповки ее канатов следует выбирать выше центра тяжести во избежание отрыва мачты от основания. Для этого к опоре мачты внизу прикрепляют груз для понижения центра тяжести. При каждой перестановке монтажных мачт на новое место и при изменении их высоты они должны подвергаться повторному техническому освидетельствованию, а в необходимых случаях - испытанию. Площадки, где возможно нахождение обслуживающего монтажные мачты (краны) персонала, необходимо ограждать перилами высотой не менее 1 м. Вход на эти площадки должен быть безопасным. Будку машиниста, обслуживающего лебедку крана, следует располагать за пределами опасной зоны. Расположение будки должно обеспечивать машинисту видимость погрузки и разгрузки на любой высоте. При отсутствии достаточной видимости выделяется сигнальщик. Канаты от лебедки прокладывают по земле и ограждают сверху коробом.
Краны малой грузоподъемности устанавливают на раме (основании), прочно и устойчиво прикрепленной к конструкции здания (сооружения). Закрепление крана следует проверять в начале каждой смены и перед работой крана на каждой новой стоянке. После закрепления крана на новой стоянке должно быть произведено его испытание в соответствии с требованиями инструкции крана.




Наш адрес: Москва, проспект Рязанский, дом 32, корпус 3, офис 390
1994—2012 © ЗАО «Новые технологии». Производство грузоподъемного оборудования. Куплю, продам: штабелер, кран-балка